Деревья как люди



Деревья как люди 

Пояснительная записка.

Тема занятия - «Деревья как люди…», имеет художественно-эстетическую направленность. Данное занятие проводилось на детях 2-го года обучения. Группа одновозрастная, возраст-11-12 лет. Занятия проходят два раза в неделю по 3 часа. Обучающиеся обладают равным уровнем художественных способностей, темпом работы. При этом эстетические потребности, склонность и направленность художественных интересов у всех разные.  Данная группа отличается высокой готовностью к сотрудничеству, доброжелательности, уважению друг к другу и педагогу. Обучающиеся систематически посещают занятия, имеют устойчивый интерес к ним, у детей сформировано умение радоваться успехам товарищей, сформирована способность работать в группе, при работе получают огромное удовольствие от процесса творческого труда. У детей также развит интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Педагог работает по собственной авторской программе, которая воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию обучающихся. Дети включаются в круг художественной жизни через три формы деятельности (изобразительную, декоративную, конструктивную). Данная тематика занятия используется при изучении раздела «Рисование и живопись отдельных предметов и их групп», в тематике «Необычное в обычном».

Обучающиеся к моменту проведения занятия имеют следующие практические навыки:
-правильно выбирают горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла;
-умеют изображать пространство, применять прием загораживания как средство передачи пространства;
-знают правила пользования художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
-умеют грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;

Цель занятия: развитие личности обучающегося в творческой деятельности.
Задачи занятия:
Образовательная –научить выражать образ и характер дерева через рисунок, формировать живописные навыки и умения.
Развивающая – развитие внимания, творческого воображения, памяти, мышления.
Воспитательная – содействовать формированию любви к родной природе и эстетического отношения к ней.
Материалы для занятия:
Для педагога дополнительного образования:
- репродукции «Февральская лазурь» И.Э.Грабарь, «Ранний снег» А.Полюшенко, «Подмосковный февраль» Г.Нисский
-таблицы – рисунки отдельных деревьев (карандаш), живописные наброски деревьев на снегу в разное время дня
-стихи С.Есенина, А.С.Пушкина
-запись музыки- вальс Дога из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (или другая)
Для обучающихся:
Художественные материалы: гуашь, акварель, карандаш, бумага тонированная, собственные фотографии (если имеются).
Оборудование: мультимедийная доска, мультимедийный проектор, ноутбук для проигрывания диска с записью музыки.

Занятие состоит из следующих этапов: организационный момент, беседа, показ иллюстраций с применением мультимедийных средств, выполнение практического задания, подведение итогов (выставка, изображающая зимний парк). На организационном моменте, своевременно используя художественное слово, педагог знакомит детей с темой занятия и плавно предлагает им совершить заочную экскурсию в зимний парк. С помощью мультимедийного показа различных иллюстраций зимних деревьев педагог совместно с детьми строит образ зимних деревьев, их характер, проводит линию сравнения с образами человека, животных, сказочных персонажей. Использование мультимедийной программы не исключает применения традиционных методов обучения, а гармонично сочетается с ними на протяжении всего занятия. На основном этапе занятия прием беседы, основанной на жизненном опыте детей, стимулирует мыслительную деятельность обучающихся. В ходе беседы применяются прием сравнительного анализа, метод наблюдения, связь с жизнью, которые активизируют воображение и творчество детей. В практической работе обучающимся предоставляется возможность раскрыть свои творческие способности. На время работы убираются все изображения зимних деревьев, чтобы дети без помех  могли создавать свои образы деревьев. Для сопровождения включается негромкая музыка, которая настраивает юных художников на соответствующий темп работы. На доску вывешивается таблица, на которой указан алгоритм работы над рисунком.
По завершению практической части организуется выставка детских работ, где коллективно рассматриваются получившиеся образы зимних деревьев, а педагог заканчивает заочную экскурсию в зимний парк. В результате занятия каждый ребенок ощущает себя волшебником, творцом, художником, придумав образ дерева и передав его на бумаге, а педагогу удается увлечь детей изобразительным творчеством, разбудить в них потребность к художественному самовыражению.





Тема: «Деревья как люди…»
/На экране открывается слайд: красивый зимний пейзаж, а на его фоне проецируется четверостишие стихотворения А.С. Пушкина/

Пришла, рассыпалась; клоками
                             Повисла на суках дубов;
                                    Легла волнистыми коврами
                                    Среди полей вокруг холмов…
А.С.Пушкин
I. Вводная часть.

Вступительное слово.
-О каком времени года говорит нам автор?
= о зиме
-Как вы догадались?
/Ответы детей по строкам стихотворения/
-Чем вас привлекает зимнее время года?
= Зимой можно кататься на лыжах, на санках, коньках, поиграть на улице в снежки, слепить снеговика…
-Да, все правильно, а еще, посмотрите на слайд, можно погулять по зимнему парку или лесу. Что можно там увидеть?
= Снежные деревья.

Цель занятия.
-Сегодня  я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в зимний парк и понаблюдать за деревьями, чтобы потом с помощью акварели, гуаши, карандаша передать на листе бумаги образ, чувства, характер понравившегося вам дерева.

II. Основная часть.

/Включается проекция слайда с изображением зимнего
заснеженного леса: «Общий план» (пейзаж), в течение последующего разбора слайды меняются, меняется крупность плана изображения, переходя с панорамы на детали дерева (веточки, кора, стволы...)/

- Похожи ли деревья друг на друга? Чем похожи? Что общего у них есть?
= У деревьев есть ствол, ветви, веточки, иголочки…
-Давайте рассмотрим отдельные деревья. Как выглядят разные деревья зимой? Что разного в них можно увидеть?
= Стволы разные по толщине: у дуба намного толще, чем у березки; расположение ветвей у сосны –прямо, а у елей ветви направлены вниз.

Введение в тему занятия.
-Правильно, все деревья, как люди, - разные и могут выражать даже свои чувства. Посмотрите на этот дуб. Его ветви как руки человека подняты высоко вверх, приветствуя зимнее небо, солнце, людей. Низ ствола похож на ноги богатыря, крепко стоящего на земле. Дуб могучий, большой, защитник, воин, богатырь, он вселяет надежду, выражает уверенность в своих силах.

- А вот поэт С.Есенин замечательно показал образ сосны в своем стихотворении:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку
А под самою макушкой долбит дятел на суку

-Поэт сравнил сосну со старушкой, увидел ее косынку, тросточку, а сейчас вы сами посмотрите на слайды, на кого похожа белоствольная березка?

/Проецируются репродукции картин известных художников, изображающие зимние деревья, зимний лес/

= Березка походит на девочку, стан у нее стройный, веточки тоненькие как косички, так и хочется повязать на них бантики, ленточки.
-А вот перед вами ели. Что о них можете сказать?
=Большая ель как новогодняя красавица, статная, величавая, а елочки как девочки-матрешки в хороводе. Рядом елочка немного ершистая, озорная, задорная.
-Видите, как много можно сказать о характере деревьев по их внешнему виду. Кто сейчас сможет объяснить название нашего занятия «Деревья как люди…»
/ответы детей/

-Если мы можем сравнить дерево с человеком, почувствовать его характер, то, наверное, мы должны как-то по-особому относиться к природе?
= Мы должны беречь, любить природу, свой край, красивая природа приносит нам эстетическое наслаждение, удовольствие.

Создание образа дерева.
-Сейчас представьте, образ какого дерева вы могли бы передать с помощью акварели лучше всего.

/включается негромкая музыка, слова-подсказки педагога:
найдите образ-сравнение дерева с чем или кем-либо,
например, дерево-человек, дерево-животное, дерево-жилище, сказочное дерево, дерево, не существующее в природе…/ на экране меняются слайды детских рисунков, набросков педагога./

-Дерево для рисования выбрали. Давайте вспомним, в какое время года мы совершаем экскурсию?
=В зимнее
-Значит, на рисунке обязательно должен присутствовать снег. Какого цвета он бывает?
=Белый, синий, голубой.
-Кроме этих цветов бывает еще и розовым, когда зимний день только просыпается, желтым – в полдень, когда солнце освещает его, фиолетовым или синим – поздним зимним вечером и даже зеленым.

/Показ репродукций «Февральская лазурь» И.Э.Грабарь, «Подмосковный февраль» И.Нисский/
Алгоритм работы.
-Вспомним алгоритм работы над рисунком.
1. Выбор художественного образа.
2. Определение линии горизонта- низкий, высокий, нет неба.
3. Выбор композиционного построения: расположение дерева в вертикальном или горизонтальном формате листа.
4. Фиксирование своего замысла наброском.
5. Работа с акварелью, гуашью, карандашом.

Часто возникает вопрос в ходе работы: «Можно ли изобразить дерево на фоне других деревьев?» Конечно, можно, но при этом одно дерево должно оставаться главным, быть центром композиции.

-Вспомним словарь художественных терминов.

/Проецирование на экране/

Набросок- изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом или техникой.
Композиция- составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Художественный образ – живое, наглядное представление о чем или о ком- нибудь.  
                             
III. Практическая работа.
/Включается проигрывание диска с негромкой классической музыкой, педагог в течение работы помогает советом, показом/


IV. Подведение итогов.
По окончании практического занятия детские работы вывешиваются на мольберты.
-Ребята, посмотрите, мы и вправду очутились в прекрасном зимнем парке. Все образы деревьев получились разные, как и мы с вами, разные по образу, характеру, чувствам, поэтому о них необходимо заботиться, охранять и беречь, как и всю нашу природу.
- Желающие поясняют свои рисунки, выбранные образы деревьев. Отмечают понравившиеся рисунки или наброски.

/на доске вывешиваются незаконченные предложения, дети выбирают каждый свое и заканчивают мысль/

-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я выполнял задания…
-я понял, что…
-теперь я могу…
-я приобрел…
-я научился…
-у меня получилось…
-я смог…
-я попробовал…
-меня удивило…
-мне захотелось…
-Видите, ребята, какой богатый опыт мы сегодня приобрели на занятии, я уверена, что он пригодится вам не только на последующих занятиях, но и в жизни. Всего вам доброго.










Комментариев нет:

Отправить комментарий