Лепка дымковской игрушки "водоноска"



Лепка дымковской игрушки "водоноска". 

В кружке «Юный художник» МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Слободского лепка из глины дымковской игрушки преподается уже 24 года. Занятия посещают дети в возрасте от 4 до 13 лет. Воспитанники кружка принимают участие и  становятся победителями  в конкурсах и выставках разных уровней.
В Вятском крае есть особенное изделие из глины, известное всей России и далеко за ее пределами. Зимними вечерами вятские женщины мастерили для своих детей, а потом и на продажу глиняную игрушку.
Впервые глиняные игрушки на Вятке появились предположительно в XVI веке. Тогда их делали к дням поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших на берегу Вятки в жестокой ночной битве, когда «своя своих не познаша». Лишь с рассветом стало видно, что устюжане, шедшие на помощь вятским защитникам, в темноте были приняты за врагов и побиты. Ежегодно в день тризны по убиенным, помолясь в часовне, люди выходили на улицы и растворяли печаль в пронзительных звуках глиняных свистулек, которые создавались в слободе Дымково за рекой.
Дымковская игрушка поражает своей яркостью, красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок «водоносок», «кормилиц», «птичниц» запоминается простотой и выразительностью формы. Дымковские игрушки – веселые, радостные. Распространенным сюжетом являются домашние  животные, барыни, наездники  на коне, свинье, петухе, козле. Фигурка наездника очень обобщена – состоит из туловища, которое почти не имеет шеи и сразу переходит в голову, на голове высокая шляпа, руки и ноги конической формы. Животные – корова, баран, козлик, – отличаются друг от друга только формой рогов, конь – крутой гривой. Все  они похожи общим силуэтом – короткое туловище, четыре ножки конической формы, минимизация или отсутствие хвоста.
Секреты вятского мастера.
·          Глина, встречающаяся в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для лепки народной игрушки. Чтобы определить пригодность материала для работы, из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, нужно скатать между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец, затем согнуть его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина пригодна для работы.
·          Качество глины можно улучшить – удалить мусор, песок, мелкие камни, повысить пластичность. Для этого ее нужно залить водой в тазу, корыте, ванне (чем больше площадь поверхности сосуда, тем лучше), затем перемешать, удаляя камешки, соринки, и дать постоять сутки – за  это время лишний песок осядет на дно. Через сутки верхний слой аккуратно снимается и выкладывается на деревянные дощечки слегка обсушиться. Глину можно скатать в отдельные шарики, сложить в полиэтиленовые пакеты, завязать – так она может храниться очень долго.
·          Работая с глиной, важно помнить об аккуратности. Если на кончиках пальцев появляется корочка, руки нужно обязательно вымыть и насухо вытереть.
·          При соединении отдельных деталей  игрушки (юбочка, туловище, руки, голова) их обязательно смачивают водой (для этого можно использовать кисть).
·          Для присоединения отдельных элементов (оборка, косы) нужно не брать игрушку в руки, а поворачивать дощечку с основой вылепленной игрушки.
Последовательность работы
по лепке дымковской игрушки «Барыня-водоноска».
Первый этап – лепка «юбочки».
1.       Отделить кусок глины величиной с большое куриное яйцо, скатать в ладонях шар. 
2.       Положить шар на ладонь левой руки и вдавить большой палец правой руки в середину шара.
3.       Осторожно поворачивая шар на ладони левой руки вокруг большого пальца правой руки, расплющивать края получившегося в шаре отверстия, помогая остальными  пальцами правой руки .
4.       Работая одновременно двумя руками, вылепить колокол – «юбочку» с толщиной стенок 5-6 мм.
5.       Поставить получившуюся деталь на рабочую доску и стараться больше его не поднимать и не брать в руки, чтобы не нарушить форму колокола.

Второй этап – лепка туловища.
1.       Взять кусок глины величиной с грецкий орех, скатать шарик.
2.       Положить его на рабочую доску, и пальцами правой руки скатать короткую «колбаску», а лучше «морковку».
3.       Примазать «морковку», прикрепив ее тупым концом к «юбочке».
4.       Сформировать талию барыни, спрямить спину, оформить грудь.

  
Третий этап – лепка головы.
1.       Взять кусок глины величиной чуть меньше грецкого ореха, скатать шарик.
2.       Сформировать чуть выпуклый затылок и немного плоское лицо.
3.       Примазать к туловищу, сформировав шею.

Четвертый этап – лепка рук.
1.       Взять кусок глины величиной с грецкий орех, разделить на две равные части, скатать в ладонях два одинаковых шарика.
2.       На рабочей доске шарики раскатать в две одинаковые по длине «морковки». 
3.       Примазать «морковки» к туловищу, сформировав плечи у барыни.
Пятый этап – лепка коромысла и ведер.
1.       Небольшой кусочек глины скатать в шар, раскатать его не рабочей доске в длинную «колбаску».
2.       Положить «колбаску» на плечи барыне, загнув концы «колбаски» крючком.
3.       Вылепить из двух одинаковых шариков ведра (по аналогии с юбкой), примазать к ведрам ручки – тонкие «колбаски», примазать ведра к коромыслу.
Шестой этап – украшение фигуры барыни.
1.       Кокошник – скатать маленький шарик, расплющить его в ладонях, чтобы получилась «монетка»-кокошник. Примазать «монетку» к голове барыни.
2.       Волосы, косы – из двух небольших кусочков глины скатать две длинные «колбаски», перевить их друг с другом, уложить получившуюся косу вокруг кокошника.
3.       Оборки – взять кусок глины величиной с грецкий орех, скатать из него в ладонях шарик, раскатать его на рабочей доске в «колбаску»-оборки (фото 9), положить «колбаску» на край влажной хлопчатобумажной салфетки и прикрыть ее второй половиной салфетки (фото 10). 
 
Надавливая указательным пальцем правой руки на «колбаску», придать ей форму «дощечки».  Вынуть «дощечку» из влажной салфетки, поставить ее на ребро, изогнуть волнами. Примазать готовую оборку.  Для украшения фигуры барыни оборками можно украсить кокошник, фартук, рукава, низ юбки.





Обжиг и роспись игрушки.
Готовую игрушку (рис.4) нужно просушить. Через сутки обжечь в муфельной печи в течение 2 часов при температуре 700-8000 С. После обжига игрушку необходимо загрунтовать. В старину дымку грунтовали измельченным мелом, разведенным молоком до густоты сметаны [1], сейчас грунтуют акриловой или водоэмульсионной белой краской, которая высыхает в течение 10 минут. Расписывают игрушки темперой. Можно для этой цели использовать и гуашевые краски, смешанные с куриным яйцом (в этом случае гуашь не пачкается, не стирается и не блекнет после высыхания) в соотношении 2 : 1 (в зависимости от густоты краски).
Начинать расписывать юбку барыни нужно с самой светлой краски (лучше с желтой), затем добавлять малиновую, красную, синюю, голубую, фиолетовую, зеленую. Белый цвет грунтовки работает самостоятельно на юбке, лице, кистях рук. Коричневая краска используется для локонов барышни, черная – для глаз и бровей. Кофточка обычно окрашивается каким-либо одним цветом, а для росписи фартука и юбки используются простые выразительные элементы: прямые и волнистые линии, круги, кольца, точки, штрихи [3].
Окончательным этапом оформления дымковской барыни можно считать украшение фигурки сусальным золотом. Обычно золотые ромбики помещают на кокошник и на коромысло в районе плеч барыни-водоноски. Сусальное золото достаточно дорого и не всегда доступно для начинающих мастеров, поэтому игрушку можно украсить кусочками золотистой самоклеящейся пленки.

А вот какие Вятские игрушки слепили обучающиеся кружка "Юный художник"

Комментариев нет:

Отправить комментарий